Данмалы – идея осенних прогулок и занятий с детьми

Данмалы – идея осенних прогулок и занятий с детьми

Данмала – это мандала из природных материалов, круглая мозаика из цветов и листьев. Она переводится как «тот, кто делает гирлянды из цветов». Дошкольники смогут сделать их во время прогулок и на занятиях в группе. Как организовать работу с данмалами ?

    Осенью воспользуйтесь природными материалами, чтобы провести необычное занятие или прогулку с дошкольниками и собрать данмалы из осенних листьев. Эта деятельность привлечет внимание детей и поможет отвлечься от негативных переживаний воспитанникам, которые долго не посещали детский сад из-за режима самоизоляции или летнего отпуска.

Этапы работы:

  1. Педагог обсуждает с детьми, какую данмалу они будут делать.
  2. Дети собирают листья для осенней данмалы.
  3. Дошкольники совместно делают данмалу из листьев, которые собрали

Какие задачи помогут решить данмалы в работе с детьми

      Занятия с данмалами – это вид арт-терапии, который нравится детям и который могут использовать не только воспитатели, но и педагоги-психологи.  Ведь данмалы помогают решать разные развивающие и воспитательные задачи. Работа с данмалами особенно полезна гиперактивным, тревожным и импульсивным детям и воспитанникам в негативном эмоциональном состоянии. Когда дети создают данмалу, у них развивается воображение, творческие способности, мелкая моторика рук, повышается концентрация внимания и снижается общий уровень тревожности. Воспитанники осваивают новый для них способ успокоиться, снять стресс и справиться со сложными эмоциями, который они могут использовать во время самостоятельной деятельности.

          В ходе создания данмалы дети начинают чувствовать радость от своего участия в общем деле, стремятся помогать друг другу, интересуются результатом совместной работы. Это формирует у них дружеские, доброжелательные отношения, навык взаимопомощи. С помощью данмал воспитанники учатся выражать себя и свои чувства, использовать символический язык рисунка, чтобы передавать свой внутренний мир.

         Как подготовиться к занятию с данмалами

      Осенью в хорошую погоду лучше проводить занятия с данмалами на улице. Для этого найдите на территории детского сада безветренное и доступное место, где родители и другие воспитанники смогут увидеть результат работы, похвалить детей. Объявите дошкольникам, что это место – их природная мастерская, где они – мастера.

      СОВЕТ. Используйте живые цветы только в период, когда они уже отцветают. Напоминайте детям, что к растениям нужно относиться бережно Если погода пасмурная, занятие можно провести в помещении в мини-группах по 3–4 человека. Вам понадобится заранее собрать природные материалы и подготовить широкие плоские тарелки, в которых дети будут выкладывать данмалы. В список природных материалов также можно добавить плоды, например гроздья рябины, калины, боярышника и т.п.  Перед первым занятием расскажите детям о мандалах, познакомьте с их видами, в том числе с данмалами. Не углубляйтесь в философский смысл, говорите о визуальной стороне мандал и о творчестве. Покажите воспитанникам готовые образцы мандал и данмал, чтобы они сами проанализировали их структуру и способы, как они составлены. Так детям будет проще впоследствии создавать мозаику из листьев по собственному замыслу на занятиях и прогулках.

      СОВЕТ. Если на занятии присутствует много детей, выбирайте крупные листья, например кленовые. Так периметр данмалы будет больше и дети не помешают друг другу, когда будут ее выкладывать

Как организовать занятие с данмалами

     Занятие с данмалами требует усидчивости и концентрации, поэтому вначале проведите дыхательное упражнение, чтобы настроить детей на работу. Затем вместе соберите материалы и обсудите, какие из них вы будете использовать и как будет выглядеть данмала. Ее рисунок можно продумать заранее или формировать в процессе работы.

     Выкладывайте данмалу из центра или от окружности, в зависимости от задумки. Если результат не нравится детям, можно разобрать данмалу и дать им возможность придумать новый узор.

      Во время работы важно не торопить и не оценивать детей. Вначале они часто повреждают мозаику из листьев, ведь для того, чтобы аккуратно ее составить, нужна ловкость. Хвалите их за удачи и направляйте в процессе работы. В конце занятия повторите дыхательное упражнение и обсудите с детьми их эмоции и чувства, которые они испытали, когда составляли данмалу


Автор:  Совертека Л.А.