Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Мыльное волшебство» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Мыльное волшебство» для детей старшего дошкольного возраста

      Цель: познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей.

      Образовательные задачи:

  1. Обогатить представления детей о предметах окружающего мира.
  2. Дать возможность применить на практике знания о свойствах воды.

Развивающие задачи:

  1. Продолжать развивать интерес к экспериментированию
  2. Продолжать формировать умение договариваться о совместной деятельности.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
  2. Продолжать формировать доброжелательные отношения между детьми.

       Интеграция образовательных областей: познавательное развитие + речевое развитие + социально-коммуникативное развитие.

       Предварительная работа:

 - чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр»;

- проведение опытов с водой;

- просмотр мультфильма «Волшебные мыльные пузыри».

      Оборудование и материалы:

- технические: музыкальные записи, аудиосистема, мультимедийная доска;

- методические: схемы;

- организационные: пустые флаконы мыльных пузырей, мыльницы с кусочками мыла, жидкое мыло, миски с водой, воронки, фартуки (по количеству детей), салфетки.

       Планируемый результат: дети самостоятельно проводят опыты с опорой на схемы, делают соответствующие выводы.

Ход занятия

Дети в свободной игровой деятельности. Воспитатель подзывает их к себе.

Воспитатель. Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я хочу с вами поговорить. Напомните мне, какое сейчас время года? Правильно весна. Посмотрите, какой сегодня чудесный день! В такие дни хочется веселиться, радоваться. Ребята, скажите, а какие вы знаете веселые праздники?

Дети. День Рождения, Новый год, День защиты детей, Рождество, Мамин праздник.

Воспитатель. Молодцы ребята, оказывается вы знаете очень много веселых праздников. А я Вам, сейчас расскажу и покажу еще несколько веселых праздников.

Воспитатель включает мультимедийную доску. Приложение 1.

Воспитатель. Посмотрите на доску, что вы там видите?

Дети.  Много мыльных пузырей, мыльная пена, похожая на снег.

Воспитатель: да, вы правы. Это праздники очень веселые - праздник мыльных пузырей и пенная вечеринка. А давайте сегодня устроим в нашей группе праздник, чтобы наше настроение стало еще лучшим? Я предлагаю вам устроить праздник мыльных пузырей, ведь мыльный пузырь похож на солнце, он такой же круглый. Согласны?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда открывайте свои флакончики и начнем наш праздник.

Дети открывают флакончики, но они пустые.

Воспитатель. Наверное, когда я несла их на работу, нечаянно открыла крышки, и жидкость для пузырей пролилась. Что же делать? Как нам быть? Где же пузыри добыть? Как вы думаете, ребята?

Дети. Купить в магазине, взять из дома.

Воспитатель. Какие интересные идеи! Спасибо! А может нам самим попробовать сделать мыльные пузыри?

Дети. Да.

Воспитатель. Хорошо, давайте попробуем сами сделать. Как вы думаете, что нам для этого понадобиться?

Дети. Мыло и вода.

Воспитатель. Правильно, мыло и вода. У нас на столе миска с водой и лежат кусочки твердого мыла. Но мыло бывает не только твердое, а какое еще?

Дети. Жидкое.

Воспитатель. Правильно, жидкое. (Показывает образцы жидкого мыла). Давайте попробуем сделать пузыри из твердого и жидкого мыла и посмотрим, что получится. Ребята, кто из вас хочет поэкспериментировать с жидким мылом? А кто хочет поэкспериментировать с твердым мылом? Тогда разбейтесь на две группы: одна будет делать из жидкого мыла, другая – из твердого.

Команды рассаживаются за столы.

Воспитатель. У меня есть рецепты приготовления.

Педагог показывает детям схемы. После их обсуждения маленькие экспериментаторы приходят к выводу: для создания мыльных пузырей нужно смешать воду и мыло. Дети самостоятельно приступают к проведению опыта.

Воспитатель. Сначала скажите, что нужно помнить при работе с мылом?

Дети. Не трогать руками глаза, не брать руки в рот.

Воспитатель. Опустите, пожалуйста кончики пальцев в воду. Какая она?

Дети. Теплая, мокрая, приятная.

Воспитатель. А что еще можно сказать о воде?

Дети. Прозрачная, чистая, бесцветная, без запаха.

Воспитатель. А теперь добавьте мыло. Что произошло с водой? А с мылом?

Дети. Вода стала мутная, непрозрачная, мыльная, появился запах. Мыло растворилось.

Воспитатель. Вода растворила мыло, и получился мыльный раствор.

Дети переливают растворы во флаконы и пробуют пускать пузыри.

Воспитатель. Получаются у нас пузыри?

Дети. Нет.

Воспитатель. Я больше не знаю рецептов приготовления пузырей… кто же нам может помочь?

На помощь приходит помощник воспитателя – Ирина Юрьевна. Она рассказывает свой рецепт приготовления мыльных пузырей и делает их сама.

Воспитатель. Раствор мы приготовили. Но ему надо несколько минут постоять. А пока наши пузыри настаиваются, давайте поиграем. Я буду спрашивать, на что похожи мыльные пузыри, а вы, если согласны, громко говорите: «Да!» и хлопайте в ладоши, а если не согласны, говорите: «Нет!» и топайте ногами.

Игра «Да – нет»

Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)

А он похож на мандарин? (Да)

А на яблоки в саду? (Да)

А на рыбку там в пруду? (Нет)

Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)

А на мячик надувной? (Да)

Он похож на телефон? (Нет)

А на магнитофон? (Нет)

Круглый он, как солнце в небе? (Да)

И как колесо на велосипеде? (Да)

А еще похож на дом? (Нет)

А на белый снежный ком? (Да)

Воспитатель. Молодцы ребята. Ну что посмотрим, что произошло с нашим раствором? Перемешиваем, запускаем. Получилось?  Да! Ура! Праздник начинается!

Пузыри у всех разные,

Разноцветные, прекрасные!

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей.

Раз, два, три, четыре, пять –

Ни за что их не поймать!

Чей пузырь взлетит выше всех?

Дуть снизу, вверх,

Чей дольше всех будет падать?

У кого самый большой пузырь?

А теперь закройте свои флакончики – мы продолжим наш праздник на улице и поделимся хорошим настроением с ребятами из нашего детского сада.

       Рефлексия

Воспитатель. Ребята, а чем мы сегодня занимались?

Дети. Делали мыльные пузыри.

Воспитатель. А как мы с вами их делали?

Дети. Смешивали воду и мыло.

Воспитатель. А кто нам с вами помог?

Дети. Наш помощник воспитателя, Ирина Юрьевна.

Воспитатель. А вы узнали сегодня что-нибудь новое?

Дети. Мыльные пузыри можно сделать дома своими руками.

Воспитатель. Для чего это может пригодиться в жизни?

Дети. Всегда можно сделать дома и устроить себе праздник, поднять настроение.

Воспитатель отмечает заслуги каждого из ребят.

Приложение 1

1478514655_73d300e5b1d58a4a6292b34219064729.jpg

maxresdefault.jpg


Автор:  Гарбуз А.В.